Аннотация к рабочей программе по родному ( карачаевскому) языку 5 класс Рабочая программа по карачаевскому языку для 5 класса составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта(2009) и Примерной программы основного общего образования 5 – 11 классов, авторской программы Гочияевой С. А., БатчаеваА. – М., Мамаевой Ф. Т. Она ориентирована на федеральный компонент государственного образовательного стандарта по национальным языкам №174. Предметная линия учебников Гочияева С. А., Батчаев А. М. 5 – класс. ГУП. Ставрополь 2002Т.А. Общая характеристика учебного предмета Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры карачаевского народа, средством приобщения к богатствам карачаевской культуры и литературы. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В системе школьного образования учебный предмет «Карачаевский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности карачаевский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Содержание обучения карачаевскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V – IX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями. Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Цели обучения Курс карачаевского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку: · · воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к родному языку; совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение карачаевским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; · освоение знаний о карачаевском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах карачаевского языка; об основных нормах карачаевского литературного языка; о карачаевском речевом этикете; · формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. Требования к уровню подготовки обучающихся. I. Обучающиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры. II. К концу 5 класса обучающиеся должны овладеть следующими умениями и навыками: · разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения; · разъяснять значения известных слов. Пользоваться орфографическими и толковыми словарями; · облюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала. По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе. По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами. По связной речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты. Составлять простой план исходного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, описывать предметы, животных по наблюдению, опыту, по картине. Грамотно пользоваться лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи. совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста. Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями. Контроль уровня обученности (самостоятельные, контрольные работы, тестовые задания и т.п.) 1. Диктант (с заданием, словарный, подготовленный, цифровой, объяснительный, предупредительный, терминологический) 2. Комплексный анализ текста. 3. осложнённое списыванье. 4. Тест. 5. Составление сложного и простого плана к тексту. 6. Изложение текста (подробное, сжатое, выборочное). 7. Составление диалога на заданную тему. 8. Составление текста определённого стиля и типа речи. 9. Сочинение (описание пейзажа, помещения). 10. Составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста. 11. Редактирование текста (исправление орфографических, грамматических, пунктуационных и речевых ошибок). 12. Работа с деформированным текстом. Уровень - базовый. Направленность - основное общее образование. Место предмета «Родной (карачаевский) язык» в Базисном учебном плане: В год – 68 ч. В неделю – 2 ч., не менее 34 недель Преемственность: изучение карачаевского языка в 5 классе является логическим продолжением программы по карачаевскому языку начальной школы. Организация учебного процесса: классно-урочная система Реализация регионального компонента: отобрано содержание, определены пути его реализации в тематическом планировании по определенным темам. Материально - техническое обеспечение: - Таблицы по основным темам курса русского языка; - Интернет ресурсы; - Цифровые образовательные ресурсы; - Тесты. Программа реализуется на основе УМК: Гочияева с. , Батчаев А-М. Учебник 5 класс.