Родная литература. Статус документа. Рабочая программа соответствует: 1. Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования; 2. примерной программе начального общего образования по русскому языку; 3. авторской программе учебного курса «Литературное чтение 1 - 4 классы», Э.Э.Кац Структура документа. Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, основное содержание, примерное распределение учебных часов по разделам программы, требования к уровню подготовки учащихся данного класса, тематическое планирование учебного материала, учебное и учебно-методическое обеспечение обучения для учащихся и учителя. Цели. • познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников; • социокультурная цель включает в себя: формирование эстетического чувства, художественного вкуса; развитие эстетического отношения к жизни; развитие воображения, творческих способностей ребѐнка; формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки; формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству; обогащение представлений ребѐнка об окружающем мире. Задачи: формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умение пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями; развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы; формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству; формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства; развитие воображения, творческих способностей; формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки; обогащение представлений об окружающем мире. Место предмета. На изучение курса «Родная (русская) литература» в 1 классе отводится 1 час в неделю – 33 часа в год. Результаты изучения курса. ЛИЧНОСТНЫЕ У учащихся будет сформировано: • положительное отношение к урокам литературного чтения; • адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем. Учащиеся получат возможность для формирования: • внимания к красоте окружающего мира; к красоте природы своей Родины; • осознания своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям своего народа, своей семьи; • внимания к соотношению поступка и внутреннего состояния человека, к нравственному содержанию поступков; • эмоционального отношения к собственным переживаниям и переживаниям других людей. ПРЕДМЕТНЫЕ Речевая и читательская деятельность Учащиеся научатся: • воспринимать на слух художественное произведение; • сознательно, плавно, правильно читать целыми словами; • объяснять смысл названия произведения; • читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию; • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Творческая деятельность Учащиеся научатся: • выразительно читать и учить наизусть стихотворения. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные Учащиеся научатся: • организовывать своё рабочее место; • устанавливать и соблюдать очерёдность действий, работая в паре; • осуществлять контроль правильности, выразительности чтения текстов; • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу; • в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа». Познавательные Учащиеся научатся: • ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание); • понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, репродукций картин; • выделять непонятные слова и находить их значение в толковом словаре учебника (под руководством учителя); • сравнивать литературные произведения по жанру, героев разных произведений характеру, поступкам. Коммуникативные Учащиеся научатся: • отвечать на вопросы по содержанию текста, задавать вопросы для уточнения непонятного; • объяснять смысл названия произведения; • высказывать своё эмоционально-ценностное отношение к героям произведений, к их поступкам; • выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре; • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; • соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. К концу 1 класса учащиеся должны уметь: - выразительно читать и учить наизусть стихотворения; - сочинять рассказы по рисункам; - сочинять короткие истории на заданную тему по вопросам педагога; - записывать 1-3 предложения из придуманного рассказа; - сочинять песенки, считалки, загадки по образцу; - пересказывать фрагмент произведения от лица одного из персонажей; - подбирать недостающие рифмы к стихотворным строкам; - создавать иллюстрации к тексту; - инсценировать литературные произведения или их отрывки.