Аннотации к рабочим программам
учебных предметов в 4 классах
МКОУ "СОШ №3 СТ.ЗЕЛЕНЧУКСКОЙ ИМ.В.В.БРЕСЛАВЦЕВА"
Аннотация
к рабочей программе «Русский язык»
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального
государственного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального
общего образования, 2010 г (Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы.
Часть I. Русский язык. Автор Т. Г. Рамзаева. Рекомендовано Департаментом общего среднего
образования Министерства образования Российской Федерации. – М.: Просвещение 2010 г).
1.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных, целевых установок начального
образования, таких как: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения;
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовнонравственное развитие и воспитание младших школьников.
Курс «Русский язык» в 4 классе рассчитан на 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели).
2.Цель изучения дисциплины
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой
основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи,
монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как
показателя общей культуры человека.
задачи, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в
соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре
русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и
синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и
читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и
письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства
сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса
к языку, стремления совершенствовать свою речь.
3.Структура дисциплины
Основными разделами программы являются темы: «Повторение изученного», «Предложение с
однородными членами», «Текст», «Имя существительное», «Имя прилагательное»,
«Местоимение», «Глагол», «Повторение изученного за курс 4 класса». Всего 8 тем, которые расположены в определенной последовательности. Содержание учебного материала каждой темы имеет
внутрипредметную связь.
4.Требования к результатам освоения дисциплины
знать: изученные части речи: имя существительное, имя прилагательное, личные местоимения,
глагол; однородные члены предложения; особенности каждой части речи; правила правописания
падежных окончаний имен существительных и имен прилагательных, личных окончаний глаголов;
морфемный состав слов и правописание корней слов; морфологический анализ частей речи (разбор);
что такое текст, однородные члены предложения, виды текста.
безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75-80 слов) с
изученными орфограммами; проводить фонетических разбор слов; проводить морфемный анализ
слов; проводить разбор слов как части речи; (морфологический);производить элементарный
синтаксический разбор предложений; писать изложение текста в 90-100 слов по самостоятельно
составленному плану, небольшой рассказ о случае из жизни, о наблюдениях на экскурсиях.
Правильно строить предложения; уметь находить орфографические и синтаксические, речевые
ошибки; обобщать знания о составе слова, о частях речи, о предложении, об однородных членах
предложения; применять знания в практической деятельности (составлять схемы, таблицы,
моделировать предложения); устанавливать причины следствия связи.
безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75-80 слов) с
изученными орфограммами; проводить фонетических разбор слов; проводить морфемный анализ
слов; проводить разбор слов как части речи; (морфологический);производить элементарный
синтаксический разбор предложений; писать изложение текста в 90-100 слов по самостоятельно
составленному плану, небольшой рассказ о случае из жизни, о наблюдениях на экскурсиях.
Правильно строить предложения; уметь находить орфографические и синтаксические, речевые
ошибки;
5.Формы контроля Диктанты -10; контрольное списывание-2; контрольное изложение -4; словарный
диктант - 4
Аннотация
к рабочей программе «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального
общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной
программы по литературному чтению и авторской программы Климанова Л. Ф., Бойкина М.В.
«Литературное чтение»
1.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Программа по курсу литературы призвана ввести ребенка в мир художественной литературы и
помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное
произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литература пробуждает у
детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
На изучение литературного чтения отводится 68 учебных часов в год (2 часа в неделю, 34
учебные недели)
2.Цель изучения дисциплины
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком
в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой
деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие
интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в
выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического
отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной
литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и
ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре
народов многонациональной России и других стран.
3. Структура дисциплины
- Летописи. Былины. Жития.
- Чудесный мир классики.
- Поэтическая тетрадь.
- Литературные сказки.
- Делу время – потехе час.
- Страна детства.
- Поэтическая тетрадь.
4.Требования к результатам освоения дисциплины
-владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами
при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чём оно).
-устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль
прочитанного и выражать её своими словами;
- передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с
изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало
повествования или его возможное продолжение и завершение;
- составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
- вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения, цитирования;
- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
- самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным
действующим лицам произведения;
- уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или
одноклассником произведения, устного ответа товарища, т.е. быстро схватывать, о чём идёт речь в
его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими
доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
5.Формы контроля
Контроль знаний проводится в форме беседы, фронтального и индивидуального опроса, работы по
карточкам, подготовки творческих работ, тестирования, систематической проверки навыка чтения,
индивидуальных бесед по вопросам самостоятельного чтения учащихся.
Аннотация
к рабочей программе «Математика»
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего
образования, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по
математике и на основе авторской программы М.И.Моро, Ю.М.Колягиной, М.А.Бантовой
«Математика: рабочие программы. 1-4 класс» »
1.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
В Федеральном базисном учебном плане на изучение математики в третьем классе начальной школы
отводится 4 часа в неделю, всего – 136 часов. Основное содержание обучения в программе
представлено крупными блоками. В результате освоения предметного содержания математики у
учащихся формируются универсальные учебные действия, навыки и способы познавательной
деятельности. Школьники учатся выделять признаки и свойства объектов (прямоугольник, его
периметр, площадь и др.), выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать
зависимости между ними; определять с помощью сравнения (сопоставления) их характерные
признаки. Учащиеся используют простейшие предметные, знаковые, графические модели, строят и
преобразовывают их в соответствии с содержанием задания (задачи).
Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения и навыки: планировать
этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий; осуществлять
контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок.
2. Цель изучения дисциплины
Математическое развитие младших школьников.
Формирование системы начальных математических знаний.
Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
3.Требования к результатам освоения дисциплины
Учащиеся должны знать:
названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд
и как образуется каждое следующее число в этом ряду);
как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько
десятков в одной сотне и т. д., сколько разрядов содержится в каждом классе), названия и
последовательность классов.
названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата
каждого действия;
правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не
содержащих их;
таблицы сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и
деления.
единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами
каждой из этих величин;
4. Структура дисциплины
Числа от 1 до 1000
Нумерация
Величины
Сложение и вычитание
Умножение и деление
Итоговое повторение
5.Общая трудоемкость дисциплины
Программа рассчитана на 4 учебных часа в неделю, что составляет 136 учебных часов в год
6. Формы контроля Контрольных работ – 11 часов; математические диктанты -17.
Аннотация
к рабочей программе «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых
результатах начального общего образования, примерной программы по окружающему миру,
авторской программы А.А. Плешаков Окружающий мир: рабочие программы: 1-4 класс.
1. Цель изучения дисциплины
— формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства
рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта
общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях
культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором
проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в
нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных
опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и
безопасного взаимодействия в социуме.
2.Структура дисциплины
- Земля и человечество
- Природа России
- Родной край - часть большой страны
- Страницы всемирной истории
- Страницы истории Отечества
- Современная Россия
3. Требования к результатам освоения дисциплины
В результате изучения окружающего мира ученик должен знать/понимать:
название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города
(села);
государственную символику России;
государственные праздники;
основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
правила сохранения и укрепления здоровья;
основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
уметь:
определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2—3 представителя из
изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы; равнины, моря, реки (без указания названий);
границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1—2 города);
описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения,
сравнения;
ориентирования на местности с помощью компаса;
определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
ухода за растениями (животными);
выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья и безопасного поведения;
оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее
охране;
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае,
родной стране, нашей
Общая трудоемкость дисциплины
На изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе начальной школы отводится 1 ч в неделю.
Программа рассчитана на 34 ч в год
Формы контроля
Практические работы- 4; тесты -4.
Аннотация
к рабочей программе «Изобразительное искусство»
Данная программа «Изобразительное искусство» для учащихся 4 класса разработана на основе
примерной программы «Изобразительное искусство» (автор Кузин В.С.- М.: Дрофа, 2011),
рекомендованной Министерством образования и науки РФ и является адаптированной.
Составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами
образования и учебным планом образовательного учреждения.
Цели:
• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение
нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств,
уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески;
способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков
сотрудничества в художественной деятельности;
• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративноприкладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
•
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного
кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой
деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического
вкуса.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
• совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и
окружающего мира;
• развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи,
архитектура, дизайн, скульптура и др.);
• формирование навыков работы с различными художественными материалами.
В федеральном базисном учебном плане для общеобразовательного учреждения Российской
Федерации отводится для обязательного изучения ИЗО в 4 классе 35 часов, из расчёта 1 учебный
час в неделю.
Курс рассчитан на 34 часа (1 часа в неделю).
Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной
школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет
почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.
Структура дисциплины:
Рисование с натуры (рисунок, живопись) .
Рисование на темы
Декоративная работа
Лепка
Аппликация
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас
Аннотация
к рабочей программе «ОРКиСЭ»
Рабочая программа по основам мировых религиозных культур для 4 класса разработана в
соответствии с Положением о рабочей программе Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования 2010 года, годовым календарным графиком и учебным
планом школы, на основе программы под редакцией Н.Р.Богданова, В.В.Добровольского,
С.М.Юдиной
1.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Данная рабочая программа учебного модуля «Основы светправославия» составлена на основе
вариативной программы инновационного комплексного курса для 4 класса общеобразовательных
учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» (А.Я.Данилюк, М.: Просвещение,
2010).
2.Цель изучения дисциплины
1.
развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни
личности, семьи и общества;
2.
формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному
саморазвитию;
3.
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в
выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
4.
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их
роли в культуре, истории и современности России, об исторической роли традиционных религий в
становлении российской государственности;
5.
осознание ценности человеческой жизни;
6.
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных
традициях народов России;
7.
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Задачи:
1.
знакомство учащихся с содержанием курса;
2.
формирование первичных представлений о религиозных культурах, развитие интереса
к этой области знаний;
3.
формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих
основ, обеспечивающих целостное восприятие об истории и культуре при изучении гуманитарных
предметов на ступени основной школы;
4.
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической,
многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя
общественного мира и согласия.
3.Требования к результатам освоения дисциплины
Требования к уровню подготовки
Ученик должен знать/понимать:
Основные понятия: православная культура, христианство, Библия, Евангелие,
православные праздники, храм, икона, алтарь, крещение Руси; исповедь; заповеди;
святой; добродетель; таинство причастия; литургия; монах; монашество; семья.
Историю возникновения культуры;
Особенности и традиции религии;
Описание основных священных книг, праздников, святынь.
Уметь:
Описывать различные явления религиозной культуры, традиции;
Излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры;
Соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
Строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и
культурных традиций;
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
Участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение;
Готовить сообщения по выбранным темам.
4.Содержание модульного курса
Блок 1. Роль религии в культуре человечества
Блок 2. . История религий
Блок 3. . Жизнь верующего человека
Блок 4 Общечеловеческие нравственные ценности в разных религиях мира
Блок 5. Религиозная картина современного мира
Блок 6. Любовь и уважение к Отечеству
5. Общая трудоемкость дисциплины
Учебный курс «ОРКиСЭ» изучается в объёме 1 ч. в неделю, 34 часа в год.
Аннотация
к рабочей программе «Технология»
Рабочая программа по технологии разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего
образования на основе примерной программы по технологии и программы по технологии Роговцева
Н.И., Анащенкова С.В.. «Технология: Рабочие программы: 1-4 классы
Цель рабочей программы
Цели изучения технологии в начальной школе:
Приобретение личного опыта как основы обучения и познания
Приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе владения
технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью
формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Общая трудоемкость дисциплины
Учебный курс «Технология» изучается в объёме 1 ч. в неделю, 34 часа в год.
Основной задачей программы является: формирование представлений о гармоничном единстве
мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой. цели:
- расширение культурного кругозора. Обогащение знаний о культурно-исторических традициях в
мире вещей, о материалах и их свойствах, технологиях и правилах создания гармоничного
предметного мира.
- развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов
умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.).
- развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование,
планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в
соответствии с поставленной целью).
- развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование практических
умений.
- развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, интуиции; создание
условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе
предметно-преобразующей деятельности.
- воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе,
уважительного отношения к человеку-творцу, умения сотрудничать с другими людьми.
Содержание курса
•
•
•
Человек и земля
Человек и вода
Человек и воздух
Человек и информация
•
Главным стержнем программы четвёртого года обучения является проблема социальноисторического и духовно-эстетического смысла мира вещей. Знания и умения, накопленные
учениками за предыдущий период, не просто дополняются; они систематизируются и обобщаются –
в результате у школьников формируется более полное представление о значении продуктивной
практической деятельности человека, а также более осмысленное отношение к предметному миру
как части человеческой культуры.
Аннотация
к рабочей программе «Музыка»
Рабочая программа по музыке в 4 классе составлена в соответствии с ФГОС НОО, Примерной
программы, на основе программы по предмету «Музыка 1 – 4 классы» для общеобразовательных
учреждений авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина,
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры
как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно
отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего
поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству,
художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к
Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе
постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе
активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной
культуры прошлого и настоящего;
накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря,
первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового
исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах
музыкальной деятельности.
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом
постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства:
фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), сочинений
современных композиторов. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир
музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по
выражению народного художника России Б. М. Неменского. При этом произведения отечественного
музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры.
ВКурс рассчитан на 34 ч в год. 1 час в неделю.
Аннотация
к рабочей программе «Физическая культура»
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего
образования, примерной программы по физической культуре и на основе авторской программы
физического воспитания учащихся I-XI классов
Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически
развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления
и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и
организации активного отдыха.
Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных
задач:
• укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие
гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;
• формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
• овладение школой движений;
• развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования
пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и
точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и
кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
• формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических
упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических (координационных и
кондиционных) способностей;
• выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении
правил техники безопасности во время занятий;
• формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и
безопасного образа жизни;
• приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми,
использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам
двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
• воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности,
отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию
психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
В федеральном базисном учебном плане для общеобразовательных учреждений Российской
Федерации отводится для обязательного изучения физической культуры в 4 классе – 102 часа, из
расчета 3 учебных часа неделю.
На изучение физической культуры в 4 классе отведено 102 часа, из расчета 3 учебных часа в неделю.
В соответствии с Обязательным минимумом содержания образования школьников в области
физической культуры и Минимальными требованиями к уровню подготовки учащихся начальной
школы по физической культуре, предлагаемая программа характеризуется направленностью:
- на реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в
соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся, материально-технической
оснащенностью учебного процесса, регионально-климатическими условиями;
- на реализацию принципа достаточности и сообразности, связанного с распределением учебного
материала, обеспечивающего развитие познавательной и предметной активности учащихся;
- на соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному»,
ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения,
перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной
деятельности;
- на усиление оздоровительного эффекта образовательного процесса, достигаемого в ходе активного
использования школьниками освоенных знаний, умений и физических упражнений в физкультурнооздоровительных мероприятиях в режиме дня, самостоятельных занятиях физическими
упражнениями.
Структура дисциплины:
• Подвижные игры
• Гимнастика с элементами
• Акробатики.
• Легкоатлетические упражнения
• Силовая подготовка.
Аннотация
к рабочей программе «Родной русский язык»
Рабочая программа учебного предмета «Родной (русский) язык» для 4 класса составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования 2010 г. и авторской программы Канакиной В.П.
1.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных, целевых установок начального
образования, таких как: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения;
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовнонравственное развитие и воспитание младших школьников.
Курс «Родной русский язык» в 4 классе рассчитан на 68 ч (2 ч в неделю, 34
учебные недели).
2.Цель изучения дисциплины
Целями изучения предмета в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой
основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи,
монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как
показателя общей культуры человека.
задачи, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;
расширение и углубление программного материала;
воспитание любви к великому русскому языку;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием
родного языка и над своей речью;
совершенствование общего языкового развития младших школьников.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих
принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
3.Структура дисциплины
Основными разделами программы являются темы:
№
п/п
1.
2
3
4
5
6
7
8.
Раздел
К-во часов
программы
Повторение пройденного 9 часов
Предложение
3 часа
Слово в речи
5 часов
Имя существительное
14 часов
Имя прилагательное
10 часов
Местоимение
5 часов
Глагол
18 часов
Повторение
4 часа
Итого:
68 часов
Содержание учебного материала каждой темы имеет внутрипредметную связь.
4.Требования к результатам освоения дисциплины
знать: изученные части речи: имя существительное, имя прилагательное, личные местоимения,
глагол; однородные члены предложения; особенности каждой части речи; правила правописания
падежных окончаний имен существительных и имен прилагательных, личных окончаний глаголов;
морфемный состав слов и правописание корней слов; морфологический анализ частей речи (разбор);
что такое текст, однородные члены предложения, виды текста.
безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75-80 слов) с
изученными орфограммами; проводить фонетических разбор слов; проводить морфемный анализ
слов; проводить разбор слов как части речи; (морфологический);производить элементарный
синтаксический разбор предложений; писать изложение текста в 90-100 слов по самостоятельно
составленному плану, небольшой рассказ о случае из жизни, о наблюдениях на экскурсиях.
Правильно строить предложения; уметь находить орфографические и синтаксические, речевые
ошибки; обобщать знания о составе слова, о частях речи, о предложении, об однородных членах
предложения; применять знания в практической деятельности (составлять схемы, таблицы,
моделировать предложения); устанавливать причины следствия связи.
безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75-80 слов) с
изученными орфограммами; проводить фонетических разбор слов; проводить морфемный анализ
слов; проводить разбор слов как части речи; (морфологический);производить элементарный
синтаксический разбор предложений; писать изложение текста в 90-100 слов по самостоятельно
составленному плану, небольшой рассказ о случае из жизни, о наблюдениях на экскурсиях.
Правильно строить предложения; уметь находить орфографические и синтаксические, речевые
ошибки;
5.Формы контроля Диктанты -4; контрольное списывание-4; контрольное изложение -4; словарный
диктант - 2
Аннотация
к рабочей программе «Родная литература»
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования второго поколения , программы общеобразовательных
учреждений.
1.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Курс родной литературы для 1-4 классов является первой ступенью единого непрерывного
курса литературы средней общеобразовательной школы. Важной особенностью начального этапа
обучения является то, что ребенок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который
начинает постепенно постигать огромный мир литературы - одного из сложнейших видов искусства.
На изучение родной литературы отводится 34 учебных часов в год (1 часа в неделю, 34
учебные недели)
2.Цель изучения дисциплины
Формирование умений сознательно и грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного
языка в речевой практике, развитие интуиции и «чувства» языка;
Воспитание уважение к языку родного народа, чувства сопричастности к сохранению его
самобытности и чистоты, стремления познавать свойства родного слова и совершенствовать
свою речь.
Задачи:
- дать представление о роли языка в жизни человека, о богатстве и выразительности средств
русского языка, свойствах родного слова;
- обеспечить первоначальных знаний о системе русского языка, в частности из области
лексики, фонетики и графики, грамматики русского языка, а также формирование умений
применять эти знания на практике;
- сформировать орфографические и пунктуационные умения и навыки (в рамках программы);
- развивать речь учащихся: обогащать их словарный запас, грамматический строй речи,
способствовать усвоению орфоэпических норм литературного языка, формировать речевые
умения, позволяющие адекватно воспринимать, воспроизводить чужую речь и создавать
собственную в устной и письменной форме;
- способствовать развитию интереса к родному языку, познавательных и творческих
способностей детей.
3. Структура дисциплины
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
8.
Содержание
К-во
часов
Мифы
5ч
Народные сказки 12ч
Былины
7ч
Авторские сказки 4ч
Басни
6ч
34ч
Итого
4.Требования к результатам освоения дисциплины
Должны:
владеть навыком сознательного, правильного, выразительного чтения целыми словами при темпе
чтения незнакомого текста- не меньше 50 слов в минуту;
понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), определять
главную мысль прочитанного (с помощью учителя);
передавать содержание прочитанного в виде подробного и выборочного пересказа прочитанного с
использованием приёмов устного рисования и иллюстраций;
устанавливать последовательность действий в произведении, осмысливать взаимосвязь
описываемых в нем событий, подкреплять правильный ответ на вопросы выборочным чтением;
составлять план к прочитанному (с помощью учителя);
ориентироваться в учебной книге; практически различать художественные и научно-популярные
тексты; наблюдать над стилистическими особенностями текстов;
рассказывать-импровизировать на заданную тему;
отыскивать в тексте слова и выражения, характеризующие события, героя произведения, картины
природы. Воссоздавать на этой основе соответствующие словесные картины;
развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально
откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, в совместном обсуждении
услышанного, при драматизации отрывков из произведений;
приобщать детей к миру поэзии: слушание и заучивание наизусть стихотворений, развитие
поэтического слуха, наблюдение над звукописью, звукоподражанием;
познакомить со средствами художественной выразительности (эпитетами, сравнениями).5.Формы
контроля
Контроль знаний проводится в форме беседы, фронтального и индивидуального опроса, работы по
карточкам, подготовки творческих работ, тестирования, систематической проверки навыка чтения,
индивидуальных бесед по вопросам самостоятельного чтения учащихся.