Аннотация по родному языку

Аннотация к рабочей программе по родному (русскому) языку в 3 классе
на 2021-2021 учебный год
1. Место учебного предмета в структуре начального общего образования
Программа разработана на основе:
- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного
начального общего образования;
- примерной программы по учебным предметам. Начальная школа
Москва «Просвещение» 2011.;
О.М.Александрова, Л.А.Вербицкая. «Родной язык» (УМК «Школа России»);
Планируемые результаты освоения курса «Родной (русский) язык»
1) воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры,
включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных
представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России,
о языке как основе национального самосознания;
2) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся
культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи,
правилами речевого этикета;
3) формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как
развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его
функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного
языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной
речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и
условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств
для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать
знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Актуальность программы заключается в том, что предметные знания и умения,
приобретённые при изучении родного (русского) языка в начальной школе, являются
фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений. В то же
время в начальной школе этот предмет является основой овладения родным языком через
речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Владение словом –
инструментом
общения, мышления
–
это первооснова
интеллекта
ребенка.
Мышление не может развиваться без языкового материала.
Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении
речью. Таким образом, родной язык является эффективным средством развития личности
школьника.
Основная цель обучения родному (русскому) языку – способствовать более
прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию
речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать
уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к
родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников,
готовить ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном
обществе.
Цель курса:
 расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому
языку,

показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания,
а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
 развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
 приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
 пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием
родного языка;
 развитие мотивации к изучению русского языка;
 развитие творчества и обогащение словарного запаса;
 совершенствование общего языкового развития учащихся;
 углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
 воспитание культуры обращения с книгой;
 формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры
мышления.
Развивающие:
 развивать смекалку и сообразительность;
 приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
 развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
 учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Ведущим принципом, лежащим в основе программы, является занимательность.
Каждое занятие строится на заданиях с игровыми элементами, играх, загадках,
шифровках, кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует
поддержанию интереса к изучению родного русского языка, легкому усвоению и
запоминанию материала. В основе создания данного курса лежат общедидактические
принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории
с практикой, сознательности и активности, наглядности и перспективности. Наряду с
ними имеются ещё такие принципы, которыми определяются, с одной стороны
содержание, с другой - формы, виды и методы проведения занятий.
Основными из них являются следующие принципы:
1.Принцип связи данного курса с уроками русского языка.
Он заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащихся на
уроках русского языка, которые учитель углубляет на дополнительных занятиях.
2.Принцип систематичности в подаче языкового материала.
Этот принцип связан с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во
внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательность его
изучения на уроках.
3.Принцип индивидуальных особенностей обучающихся.
Согласно этому принципу, содержание работы должно определяться с учётом
индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ребёнка.
4. Принцип занимательности.
Занимательность - одно из основных условий пробуждения и поддержания интереса к
занятиям. Занимательность достигается путём использования материалов занимательной
грамматики – игр, шарад, чайнвордов, ребусов, загадок, анаграмм, метаграмм,
калейдоскопов и кроссвордов. Однако занимательность не сводится к развлекательности.
Занимательность – это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся,
развивает любознательность. Для учащихся начальной школы занимательно то, что имеет
практическое значение, т.е. приводит к практическому овладению русским языком.
5. Принцип разнообразия форм и видов работы.

Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и
их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также
необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.
Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому
обучающемуся с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и
2. Содержание учебного предмета
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие
звучащей речи.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями
общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение
диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить
разговор, привлечь внимание и т. п.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения
необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде.
Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям
тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий
картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его
значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Различение гласных
и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких
и глухих.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Буквы гласных как
показатель твердости – мягкости согласных звуков. Функция букв е, е, ю, я. Мягкий знак
показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву,
обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со
скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов,
словосочетаний, предложений и коротких текстов.чтение с интонациями и паузами в
соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения
на материале небольших текстов и стихотворений.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой
моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на
пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами,
знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для
анализа. Наблюдение над значением слова.
.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу,жи – ши);
прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении
вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного
характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий,
наблюдений.
Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в
слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных
звуков, определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков.
Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости –
глухости согласных звуков. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в
соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический
разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости
согласных звуков. Использование на письме разделительныхъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа
стол, конь; в словах с йотированными гласными е,е,ю,я;в словах с непроизносимыми
согласными.
Лексика1. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов,
значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или
уточнение значения с помощью толкового словаря.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные)
слова». Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных
слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена
собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и
«что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода.
Изменение существительных по числам.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи.
Местоимение. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные
местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных
местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола.
Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение
глаголов по временам
Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их
сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания:
повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске
(интонации): восклицательные и невосклицательные.
Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости,
использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в
слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь,
мышь);
безударные окончания имен прилагательных;
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где
происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного
мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать,
1

Изучается во всех разделах курса.

поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого
этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение,
благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств
ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими
русским языком.
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование
порядка предложений и частей текста (абзацев).
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
3. Тематическое планирование
№

Количество
часов

Название раздела

1

Текст. Предложение. Словосочетание.

1ч

2

Слово в языке и речи

3ч

3

Состав слова. Правописание частей слова.

6ч

4

Части речи

6ч

5

Повторение

1ч
Итого

17ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 14.11.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (87878)5-49-82

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».