Аннотация к рабочей программе по родному (русскому) языку8 класс

Аннотация на рабочую программу по родному (русскому) языку. 8 класс
Нормативную правовую основу настоящей примерной программы по учебному предмету
«Русский родной язык» составляют следующие документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании); Федеральный закон от 3 августа 2018
г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации»;
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках
народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185ФЗ);
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №
1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции
приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).
 учебным планом МКОУ «СОШ №3ст. Зеленчукской им. В.В.Бреславцева»;
 годовым учебным календарным графиком на 2021 - 2022 учебный год;
 основной образовательной программой МКОУ «СОШ №3ст. Зеленчукской им.
В.В.Бреславцева»;
примерной программой основного общего образования по русскому языку для 5 - 9 классов
общеобразовательных учреждений (авторы: О. М. Александрова, Ю. Н. Гостева, И. Н.
Добротина ; под ред. О. М. Александровой. – М. : Просвещение, 2020. – 147 с.
Пояснительная записка
Цели изучения учебного предмета «Русский родной язык»
Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в
субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с
обязательным курсом русского языка изучение русского языка как родного языка обучающихся.
Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса
русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и
направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы
основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным
государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в
рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику,
обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также
особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.
В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие цели:
духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия
русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к
русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к
сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении
популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам
народов России; овладение культурой межнационального общения;
свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его
использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие
готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в
речевом самосовершенствовании;
языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных
сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах
русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах,

прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском
речевом этикете;
опознавать, анализировать, классифицировать языковые
факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;
умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию;
исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении
знаний.
Место учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане
Программа по русскому родному языку составлена на основе требований к предметным
результатам освоения основной образовательной программы, представленной в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования, и рассчитана на
общую учебную нагрузку в объёме 245 часов. 8 класс 70 часов (2 часа в неделю)
Общая характеристика учебного предмета «Русский родной язык»
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального
общения и консолидации народов России, основа формирования гражданской идентичности в
поликультурном обществе.
Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он
формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и
постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им –
могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной
канал социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания,
самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи
информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нём. Высокий уровень
владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в
овладении способами интеллектуальной
деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других
людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в
ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.
Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление,
память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности,
самообразования и самореализации личности.
Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную
культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык
неразрывно связан со всеми школьными предметами; имея при этом особый статус, он является
не только объектом изучения, но и средством обучения. Уровень владения родным русским
языком влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем
способствует овладению будущей профессией.
Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение потребности
обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и
самореализации в ней. Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет прав тех
обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. Поэтому учебное время, отведённое
на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого
изучения основного курса «Русский язык».
В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений,
имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации

языковой системы в речи‚ внешней стороны существования языка: к многообразным связям
русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом.
Программаучебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского
языка, в частности те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную
культурно-историческую обусловленность.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской
языковой истории в связи с историей русского народа; формирование представлений
школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и
своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение
представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых
нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т. п., что способствует
воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и
уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом,
развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как
одной из основных характеристик литературного языка, что способствует преодолению
языкового нигилизма учащихся, пониманию важнейших социокультурных функций языковой
кодификации.
Программой предусматривается расширение и углубление межпредметного взаимодействия
в обучении русскому родному языку не только в филологических предметных областях, но и во
всём комплексе изучаемых дисциплин естественно-научного и гуманитарного циклов.
Основные содержательные линии программы учебного предмета «Русский родной язык»
Школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса,
представленного в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и
поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы)
соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка, но не
дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки.
В первом блоке «Язык и культура» представлено содержание, изучение которого позволит
раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского
народа, национально-культурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами
русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в
языках и культурах русского и других народов России и мира, овладение культурой
межнационального общения.
Второй блок «Культура речи» ориентирован на формирование у учащихся ответственного и
осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение
речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи
(навыками сознательного использования норм современного русского литературного языка для
создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной
форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и
выразительности); а также на понимание вариантов норм, развитие потребности обращаться к
нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование
умений пользоваться ими.
В третьем блоке «Речь. Речевая деятельность. Текст» представлено содержание,
направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры
устной и письменной речи, а также на развитие базовых умений и навыков использования языка
в жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели
коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра,
выбирать адекватные стратегии коммуникации, понимать, анализировать и создавать тексты
разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
Требования к результатам освоения примерной программы основного общего
образования по русскому родному языку

Изучение предметной области «Родной язык и родная литература» должно обеспечивать:
хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

сохранение культуры народа;
культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в
соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
аний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и
единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики,
формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных
функционально-смысловых типов и жанров
Рабочая программа составлена на 70 часов (2 часа в неделю), соответствует учебному плану
МКОУ «СОШ № 3 ст. Зеленчукской им. В. В. Бреславцева» на 2021-2022 уч. год.
Учитель русского языка и литературы Жежеря И. Е.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 14.11.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (87878)5-49-82

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».