Родной язык. Статус документа. Рабочая программа соответствует: 1. Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования; 2. примерной программе начального общего образования по русскому языку; 3. авторской программе В.П. Горецкого, В.А. Кирюшкина « Обучение грамоте» и под редакцией Т.Н. Рамзаевой « Русский язык. 1-4 классы». Структура документа. Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, основное содержание, примерное распределение учебных часов по разделам программы, требования к уровню подготовки учащихся данного класса, тематическое планирование учебного материала, учебное и учебно-методическое обеспечение обучения для учащихся и учителя. Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «родной русский язык»: 1. Формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель); 2. формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель). Задачи: 1. Развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры; 2. Осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой; 3. Формирование у детей чувства языка; 4. Воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой; 5. Сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке. Место предмета. На изучение курса «Родной (русский) язык» в 1 классе отводится 2 часа в неделю – 66 часов в год Результаты изучения курса. Личностными результатами изучения предмета «Родной русский язык» являются следующие умения: - осознавать роль языка и речи в жизни людей; - эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; - понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; - высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Метапредметными результатами изучения курса «Родной русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: -определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; -проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; - учиться работать по предложенному учителем плану Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология. Познавательные УУД: -ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; -преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). Коммуникативные УУД: -оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); -слушать и понимать речь других; - выразительно читать и пересказывать текст; -договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; - учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах. Предметными результатами изучения курса «Родной русский язык» является сформированность следующих умений: -отличать текст от набора предложений, записанных как текст; - осмысленно, правильно читать целыми словами; -отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; - подробно пересказывать текст; -составлять устный рассказ по картинке; - называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение; -определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука); -обозначать мягкость согласных звуков на письме; -определять количество букв и звуков в слове; -писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях; -ставить пунктуационные знаки конца предложения; -списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения; -находить корень в группе доступных однокоренных слов. суффиксов, глаголы с помощью приставок; - писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки; - читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану; - воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова; - создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.