Аннотация по родному русской литературе

Аннотация к рабочей программе по литературному
чтению на родном (русском языке) в 3 классе
на 2021-2022 учебный год
1. Место учебного предмета в структуре начального общего образования
Программа разработана на основе:
- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного
начального общего образования;
- авторской
Александрова О.М. / Беляева Н. В. / Кузнецова М.И.»;
- Просвещение/Союз
Учебное пособие предназначено для изучения предмета «Литературное чтение на родном
(русском) языке», входящего в предметную область «Родной язык и литературное чтение
на родном языке». Пособие знакомит третьеклассников с произведениями русской
литературы, в которых наиболее ярко отражены русский национальный характер, обычаи,
традиции русского народа. Каждый из проблемно-тематических блоков учебного пособия
содержит ключевые понятия, отражающие духовную и материальную культуру русского
народа в их исторической взаимосвязи. Работа с учебным пособием способствует
обогащению речи учащихся, развитию их речевой культуры и коммуникативной
компетенции.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца
«хорошего ученика»; – широкая мотивационная основа учебной деятельности,
включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других
людей;
– способность к оценке своей учебной деятельности;
–основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме
осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности
человека за общее благополучие;
– ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
– развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
– установка на здоровый образ жизни;
– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность
следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного,
здоровьесберегающего поведения; – чувство прекрасного и эстетические чувства на
основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Обучающийся получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа
оценки знаний;
– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
– устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим спо – компетентности в
реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
– морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных
дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и
чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям;
– установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как
значимую сферу человеческой жизни;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их
благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей; – различать способ и результат действия;
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для
создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме
хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и
иностранном языках. Обучающийся получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале;
– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по
способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве сети Интернет;
– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о
себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
– использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая
виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– строить сообщения в устной и письменной форме;
– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
– основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять
существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
– обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или
класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи; – осуществлять
подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных
признаков и их синтеза; – устанавливать аналогии; – владеть рядом общих приемов
решения задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
сети Интернет;
– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов
ИКТ;
– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; –
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и
восполняя недостающие компоненты;
– осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций; \
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей; – произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в
том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой

коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного
общения;
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии;
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве; – формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе
в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит,
а что нет;
– задавать вопросы; – контролировать действия партнера; – использовать речь для
регуляции своего действия;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от
собственной;
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и
позиций всех участников;
– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь; - адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты
- понимание родной литературы как одной из основных национально - культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и
мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения на родном языке для личного развития;
-формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных
этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;
-формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве
познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;
- использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое); -умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику
различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную
оценку поступков героев;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и

про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования
художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных
литературоведческих понятий;
- осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе
изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно
выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для
понимания и получения дополнительной информации.
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающийся научится:
– осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать
чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта;
-понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта
чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
– прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору,
жанру и осознавать цель чтения;
– читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
– различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный,
справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
– читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические
произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной
подготовки; – использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное,
ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с
целью чтения (для всех видов текстов); – ориентироваться в содержании
художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при
чтении вслух и про себя, при прослушивании):
– для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения;
воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни,
изображенные автором;
- этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям
произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность;
озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста;
- находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания),
заданную в явном виде;
-задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ
примерами из текста;
-объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой
справочной литературы;
– для научно-популярных текстов:
- определять основное содержание текста;
-озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста;
-находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания
явлений, процессов), заданную в явном виде;
-задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами
из текста;
-объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой
справочной литературы;

– использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: – для
художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами,
поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание
текста; – для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными
фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями
текста, опираясь на его содержание; – использовать различные формы интерпретации
содержания текстов: – для художественных текстов: формулировать простые выводы,
основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа;
интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые
особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую,
например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев,
опираясь на содержание текста; – для научно-популярных текстов: формулировать
простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные
в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые
события, соотнося их с содержанием текста; – ориентироваться в нравственном
содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с
нравственными нормами (только для художественных текстов); – различать на
практическом уровне виды текстов (художественный и научнопопулярный), опираясь на
особенности каждого вида текста (для всех видов текстов); – передавать содержание
прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного
или краткого) (для всех видов текстов); – участвовать в обсуждении прослушанного
прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение,
соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или
собственный опыт (для всех видов текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
– осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и
высказывать суждение;
– осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и
высказывать собственное суждение;
– высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении,
доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
– устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других
видов искусства; – составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение,
описание). Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Обучающийся научится:
– осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной
тематике или по собственному желанию;
– вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и вне учебной
деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
– составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному
образцу.
Обучающийся получит возможность научиться:
– работать с тематическим каталогом;
– работать с детской периодикой;
– самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Обучающийся научится:
– распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на
примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
– отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить
примеры прозаических и стихотворных текстов;
– различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка,
пословица), приводить примеры этих произведений; – находить средства художественной
выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).
Обучающийся получит возможность научиться:
– воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры
проявления художественного вымысла в произведениях;
– сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя
ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста,
герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора,
олицетворение, сравнение, эпитет);
– определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного
текста. Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Обучающийся научится:
– создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
– восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его
событиями; – составлять устный рассказ по репродукциям картин художников или на
основе личного опыта;
– составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом
коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Обучающийся получит возможность научиться:
– вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного
произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное
литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного
предмета;
– писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
– создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного
(прослушанного) произведения;
– создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной
поддержкой и пояснениями;
– работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное(прослушанное,
созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде
мультимедийного продукта (мультфильма).

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и
мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития;
формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных
этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование

потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и
мира; обеспечение культурной самоидентификации;
3) использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику
различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную
оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и
про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования
художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных
литературоведческих понятий;
5) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе
изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно
выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для
понимания и получения дополнительной информации.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 14.11.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (87878)5-49-82

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».