аннотац. кар. лит. 5 кл. (2)

Аннотация к рабочей программе по родной ( карачаевской) литературе 5 класс.
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра
содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте 2010 г и Примерной
программы среднего (полного) общего образование по карачаевской литературе 5 -11 классов,
авторской программы Гочияевой С. А.,Хубиевой А. А., Умаровай К. И.
Она ориентирована на федеральный компонент государственного образовательного стандарта по
национальным языкам №174. Однако содержание программ для основной школы имеет
особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы общего среднего
образования, во-вторых, психологическими и возрастными особенностями обучаемых.
Рабочая программа по карачаевской литературе представляет собой целостный документ,
включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем
учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического
обеспечения.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с
высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная
литература. Курс карачаевской литературы в школе основывается на принципах связи искусства с
жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историкокультурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории
и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные
произведения, овладения богатейшими выразительными средствами карачаевской литературного
языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение карачаевской литературы в
основной школе направлено на достижение следующих целей:
-воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре,
обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством
патриотизма; воспитание любви к карачаевской литературе и культуре, уважения к литературам и
культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического
опыта;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и
письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике
карачаевской литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении
художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
-освоение знаний о карачаевской литературе, её духовно-нравственном и эстетическом значении; о
выдающихся произведениях карачаевских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных
произведениях зарубежной классики;
-овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением
необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретноисторическое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться карачаевским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству
карачаевской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и
изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах
слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу
произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины
проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы
на всех этапах изучения карачаевской литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным,
продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное
восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного
произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже –
вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития
школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические
потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному
эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения карачаевской литературы могут быть достигнуты при обращении к
художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки
зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы.
Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить
учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими
художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, обще гуманистические
идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших
концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8
класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно
техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению
вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс карачаевской литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных
произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и
письменной речи.
Главная идея программы по карачаевской литературе – изучение литературы от фольклора, от
неё к карачаевской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная
направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и
прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания
произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система
ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения карачаевской литературы в 5 классе – внимание к книге.
Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися.
Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение карачаевской
литературы в 5-6 классах.
В программу включён перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа,
различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие
работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно
чтения.
Рабочая программа рассчитана:
-в 5 классе –34 уроков карачаевской литературы (1 час в неделю) .
В рабочей программе курс каждого класса представлен разделами:
1.
2.
3.
4.
5.

Устное народное творчество.
История литературы Карачая.
Карачаевская литература 19 века.
Карачаевская литература 20 века.
Классики карачаевской литература.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс карачаевской литературы 5 класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать:


содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;


наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих
обязательному изучению (по выбору);


основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;


основные теоретико-литературные понятия;
уметь:


работать с книгой


определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов
и жанров;


выявлять авторскую позицию;


выражать своё отношение к прочитанному;


выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть,
соблюдая нормы литературного произношения;



владеть различными видами пересказа;


строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;


участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и
аргументировано отстаивать свою.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Дидактический материал к учебнику «Родной язык». Автор: Салпагарова К. А. Черкесск 1999
« Къарачай адабият» -учебник по родной литературе для 5-го кл. Майкоп, 2014г.
Кочкарова Х. И., Суюнчев А.А.
Программа по карачаевскому языку и литературе. Черкесск, 2014г.
«Тамаша грамматика» Интересная грамматика. Автор: Салпагарова К. А. Черкесск 1995


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 14.11.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (87878)5-49-82

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».