Аннотация рабочей программы по истории 2021

Аннотация к рабочим программам по истории Рабочая
программа разработана в соответствии с документами:
1. Закон РФ “Об образовании в Российской Федерации” «ФЗ-№273» от 29.12.12 г. с изменениями;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (Федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго
поколения /М.:«Просвещение»,2020 г., с изменениями;
3. Примерная программа основного общего образования по истории (базовый уровень),
обеспечивающая реализацию федерального компонента государственного образовательного
стандарта по истории;
4. Федеральный перечень учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 31 марта 2020
5. № 253, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных
учреждениях, реализующих программы общего образования, с изменениями;
6. Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ «СОШ № 3 ст.
Зеленчукской им. В.В. Бреславцева» с изменениями;
7. Линия УМК «История России» под ред. А.В. Торкунова (6–10 кл.)
Курс «История России» в 6-10 классах направлен на формирование у учащихся целостного
представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, основных этапах,
важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории. Отобранный фактологический
материал способствует воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся,
содействует формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулирует
желание самостоятельного поиска и расширения знания по истории своей Родины. Целями
изучения Истории России являются: формирование у учащегося целостной картины
российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для
понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его
культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по
основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа
России.
Современный подход в преподавании истории предполагает единство знаний, ценностных
отношений и познавательной деятельности школьников. В действующих федеральных
государственных образовательных стандартах основного общего образования. задачи изучения
истории в школе:
-формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, социальной, культурной
самоидентификации в окружающем мире;
древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом
процессе;
Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между
людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в
соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
базовые принципы:

развития российской государственности, формирования государственной территории и единого
многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей;
понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;
– верховенство права, социальная солидарность,
безопасность,
свобода и ответственность;
формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;
ие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств
и народов в новейшей истории.

протяжении всей жизни.
Методической основой изучения курса истории в основной школе является системнодеятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных
образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности
школьников.
Методологическая основа преподавания курса истории в школе зиждется на следующих
образовательных и воспитательных приоритетах: принцип научности, определяющий
соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;

свещению истории всех сторон жизни государства и общества;
мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих
поколений, народов и государств;
прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;
ичностное эмоционально
окрашенное
восприятие
прошлого;
-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному
диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.
Рабочая программа рассчитана на четыре года.
Общая характеристика учебного предмета - Истории. Особенности учебного предмета.
Структура и специфика курса
Отбор учебного материала для содержания рабочей программы по истории России для основной
школы осуществляется с учетом целей предмета, его места в системе школьного образования,
возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 6—10 классов, особенностей
данного этапа их социализации (расширение дееспособности, получение паспорта и др.), ресурса
учебного времени, отводимого на изучение предмета. Основу школьных курсов истории
России составляют следующие содержательные линии:
1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.

2. Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на
исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических,
экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
3. Историческое движение:· эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие
материального производства, техники; изменение характера экономических отношений;·
формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этнонациональных,
религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы,
формы);· образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и
механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества тенденции и пути преобразования
общества; основные вехи политической истории;· история познания человеком окружающего
мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем;
развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры;
многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и
цивилизаций в мировую культуру;· развитие отношений между народами, государствами,
цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.
Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым предмета «История». Он сочетает
историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную
историю (прошлое родного города, села). Такой подход способствует осознанию школьниками
своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего
края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности,
хранителей традиций рода и семьи.
Важная мировоззренческая задача курса отечественной истории заключается в раскрытии как
своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами
мировой истории. Это достигается с помощью сопоставления ключевых событий и процессов
российской и мировой истории, введения в содержание образования элементов региональной
истории и компаративных характеристик.
Патриотическая основа исторического образования имеет цель воспитать у молодого поколения
гордость за свою страну, осознание ее роли в мировой истории.
Приоритетные формы и методы работы с обучающимися
Программа ориентируется на реализацию в курсе Истории России многофакторного подхода,
позволяющего показать всю сложность и многомерность истории страны, продемонстрировать
одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной
период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их
истории.
Наряду с обозначенным подходом, реализующим содержание программы по истории, наиболее
актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС также являются:
-деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей,
компетентностей через активную познавательную деятельость самого школьника;
-компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы
формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие
способностей, различных видов деятельности и личных качеств и отношений у учащихся основной
школы;
- дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания,
предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с
выделением уклонов и.т.д.
-личностно ориентированный подход, рассматривающий обучение как осмысленное,
самостоятельное инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного

опыта. Задачи учителя в контексте этого подхода – мотивация и стимулирование осмысленного
учения;
-проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний ( по основным
закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые
придают обучению поисковый и исследовательский характер. Под проблемой ситуацией
понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен
раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию, а высоком
уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход
рассматривается как ведущий (хотя и не исчерпывающий) принцип развивающего обучения.
Приоритетные виды и формы контроля
Стартовая диагностика
Проводится перед изучением разделов по предмету и направлена на определение уровня
остаточных знаний и уровня мотивации к изучению нового материала. Данный вид работы
оценивается учителем на качественном уровне. Для проведения стартовой диагностики можно
использовать тесты, анкеты, приёмы технологии развития критического мышления через чтение и
письмо «Корзина идей», таблица «Знаю. Узнал. Хочу узнать».
Тематические контрольные работы по классам.
Текущий контроль.
В ходе текущего контроля оценивается любое, особенно успешное действие обучающегося, а
фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, выполнение теста, устного ответа,
выполнение работы. Данные виды работ оцениваются по пятибалльной системе.
Формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, самостоятельные работы,
тестовые задания, сравнительные задания. Формы итоговой аттестации: ЕГЭ
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет « История России» изучается на ступени основного общего образования в качестве
обязательного предмета в 6–11 классах в 6—11-х классах по 2 часа в неделю.
Планируемые результаты изучения Истории
Требования к результатам освоения ООП ООО (п.п. ФГОС ООО) Личностные
результаты
1.
Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и
настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной,
идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования
русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности
судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества
(идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории
народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2.
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3.
Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного

гать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный
и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к • заполнять и дополнять
таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий:
регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
1.
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в
учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности.
Обучающийся сможет:
результат;
ости;
логическую последовательность шагов.
2.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
составлять алгоритм их выполнения;
проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
учебных и

вных способов решения

познавательных задач;
и познавательной задачи;
,
ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую
последовательность шагов);
задачи/достижения цели;
находить средства для их устранения;
огии
решения практических задач определенного класса;
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
нируемых
результатов

и критерии оценки своей учебной деятельности;
оценки своей деятельности;
ь самоконтроль
своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
результата;
щейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
между полученными характеристиками продукта и характеристиками
процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик
процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно. 4. Умение оценивать правильность выполнения учебной
задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения
учебной задачи;
имеющихся средств, различая результат и способы действий;
деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям

оей

в соответствии с целью деятельности;
лизировать динамику
ресурсов и доступных внешних ресурсов;
собственных образовательных результатов.
5.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся сможет:
нную учебную и
познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе
взаимопроверки;
и делать выводы;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
вать,
ести за него ответственность;
ситуации неуспеха;
действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта
восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения
психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6.
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
классифицировать и обобщать факты и явления;

этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять
причины и следствия явлений;
общим закономерностям;
щие признаки;

способ проверки достоверности информации; объяснять явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе познавательной и
исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления;
объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
ы события, явления, в том числе возможные /
наиболее
вероятные
причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя
причинноследственный анализ;
собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
ли явление;
связи с помощью знаков в схеме;
/или способа ее решения;
характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
вного;
(теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной
цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение.

Обучающийся сможет:

в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста, критически оценивать содержание и форму текста 9. Развитие
мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Обучающийся сможет:
еделять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
результатов поиска; соотносить полученные результаты поиска со
своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
10.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

ь позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку
зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
продуктивной коммуникации;

контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
мнения (если оно таково) и корректировать его;
куссии;

группой задачей;

нять в рамках диалога разрывы в коммуникации,

договариваться друг с другом и т. д.);
обусловленные непониманием/неприятием
со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
11.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет: отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с
другими людьми (диалог в
паре, в малой группе и т. д.); представлять в устной или письменной форме развернутый план
собственной деятельности; и, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с
коммуникативной задачей;

диалога;
ть письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых

речевых средств;

аглядные материалы,

своего выступления;
подготовленные/отобранные под
руководством учителя;
коммуникативного контакта и обосновывать его.
12. Формирование и развитие компетентности в области использования
информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных

омпьютерные

программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных
учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов,
создание презентаций и др.;

создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
информационную гигиену и правила информационной безопасности История Нового
времени. (7–11 класс) Выпускник научится:
•
локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как
исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени;
соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
•
использовать историческую карту как источник информации о границах России и других
государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о
местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов,
завоеваний, колонизации и др.;
•
анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории
Нового времени;
•
составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и
других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры;
рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории
Нового времени; • систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и
дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
•
раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития
России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия
«монархия»,

«самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм»,
«либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д)
художественной культуры Нового времени;
•
объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей
истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий
между народами и др.);
•
сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические
ситуации и события;
•
давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Технические средства обучения
1. Компьютер
2. Доска, экран
Экранно-звуковые пособия
1.
Уроки истории с применением информационных технологий. Электронное интерактивное
приложение.
2.
Повторение и контроль знаний. История России интерактивные дидактические материалы
. Линия УМК «История России» под ред. А.В. Торкунова (6–9 кл..) Интернет ресурсы
http://www.arts-museum.ru/ — официальный сайт Государственного музея изобразительных
искусств им. А. С. Пушкиim http://rusmuseum.ru/museum/ — официальный сайт Государственного
Русского музея.
http://www.tretyakovgallery.ru/ — официальный сайт Государственной Третьяковской галереи.
http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/index.html — официальный сайт Государственного
Эрмитажа.
http://www.gumer.info/ — сайт электронной гуманитарной библиотеки «Гумер».
http://militera.lib.ru/ — интернет-проект «Военная литера тура» (собрание исторических документов,
научных исследований, мемуаров, имеющих отношение к военной истории).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 14.11.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (87878)5-49-82

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».