Аннотация к рабочим программам по истории Рабочая программа разработана в соответствии с документами: 1. Закон РФ “Об образовании в Российской Федерации” «ФЗ-№273» от 29.12.12 г. с изменениями; 2. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения /М.:«Просвещение»,2020 г., с изменениями; 3. Примерная программа основного общего образования по истории (базовый уровень), обеспечивающая реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта по истории; 4. Федеральный перечень учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 31 марта 2020 5. № 253, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, с изменениями; 6. Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ «СОШ № 3 ст. Зеленчукской им. В.В. Бреславцева» с изменениями; 7. Линия УМК «История России» под ред. А.В. Торкунова (6–10 кл.) Курс «История России» в 6-10 классах направлен на формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории. Отобранный фактологический материал способствует воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействует формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулирует желание самостоятельного поиска и расширения знания по истории своей Родины. Целями изучения Истории России являются: формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России. Современный подход в преподавании истории предполагает единство знаний, ценностных отношений и познавательной деятельности школьников. В действующих федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования. задачи изучения истории в школе: -формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире; древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе; Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества; информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе. базовые принципы: развития российской государственности, формирования государственной территории и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей; понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире; – верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность; формировании российской гражданской идентичности и патриотизма; ие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории. протяжении всей жизни. Методической основой изучения курса истории в основной школе является системнодеятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников. Методологическая основа преподавания курса истории в школе зиждется на следующих образовательных и воспитательных приоритетах: принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований; свещению истории всех сторон жизни государства и общества; мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств; прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла; ичностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого; -культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию. Рабочая программа рассчитана на четыре года. Общая характеристика учебного предмета - Истории. Особенности учебного предмета. Структура и специфика курса Отбор учебного материала для содержания рабочей программы по истории России для основной школы осуществляется с учетом целей предмета, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 6—10 классов, особенностей данного этапа их социализации (расширение дееспособности, получение паспорта и др.), ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета. Основу школьных курсов истории России составляют следующие содержательные линии: 1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов. 2. Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества. 3. Историческое движение:· эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений;· формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);· образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории;· история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;· развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории. Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым предмета «История». Он сочетает историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход способствует осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи. Важная мировоззренческая задача курса отечественной истории заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Это достигается с помощью сопоставления ключевых событий и процессов российской и мировой истории, введения в содержание образования элементов региональной истории и компаративных характеристик. Патриотическая основа исторического образования имеет цель воспитать у молодого поколения гордость за свою страну, осознание ее роли в мировой истории. Приоритетные формы и методы работы с обучающимися Программа ориентируется на реализацию в курсе Истории России многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории. Наряду с обозначенным подходом, реализующим содержание программы по истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС также являются: -деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельость самого школьника; -компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личных качеств и отношений у учащихся основной школы; - дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и.т.д. -личностно ориентированный подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельное инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задачи учителя в контексте этого подхода – мотивация и стимулирование осмысленного учения; -проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний ( по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Под проблемой ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию, а высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и не исчерпывающий) принцип развивающего обучения. Приоритетные виды и формы контроля Стартовая диагностика Проводится перед изучением разделов по предмету и направлена на определение уровня остаточных знаний и уровня мотивации к изучению нового материала. Данный вид работы оценивается учителем на качественном уровне. Для проведения стартовой диагностики можно использовать тесты, анкеты, приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо «Корзина идей», таблица «Знаю. Узнал. Хочу узнать». Тематические контрольные работы по классам. Текущий контроль. В ходе текущего контроля оценивается любое, особенно успешное действие обучающегося, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, выполнение теста, устного ответа, выполнение работы. Данные виды работ оцениваются по пятибалльной системе. Формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные задания. Формы итоговой аттестации: ЕГЭ Место учебного предмета в учебном плане Предмет « История России» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 6–11 классах в 6—11-х классах по 2 часа в неделю. Планируемые результаты изучения Истории Требования к результатам освоения ООП ООО (п.п. ФГОС ООО) Личностные результаты 1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. 2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. 3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного гать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к • заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты. В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные. Регулятивные УУД 1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет: результат; ости; логическую последовательность шагов. 2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: составлять алгоритм их выполнения; проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); учебных и вных способов решения познавательных задач; и познавательной задачи; , ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов); задачи/достижения цели; находить средства для их устранения; огии решения практических задач определенного класса; 3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет: нируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; оценки своей деятельности; ь самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; результата; щейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата; изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата; между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта; необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. 4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет: обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи; имеющихся средств, различая результат и способы действий; деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям оей в соответствии с целью деятельности; лизировать динамику ресурсов и доступных внешних ресурсов; собственных образовательных результатов. 5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет: нную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; и делать выводы; выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов; вать, ести за него ответственность; ситуации неуспеха; действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности; достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности). Познавательные УУД 6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет: классифицировать и обобщать факты и явления; этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений; общим закономерностям; щие признаки; способ проверки достоверности информации; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения); ы события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинноследственный анализ; собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. 7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: ли явление; связи с помощью знаков в схеме; /или способа ее решения; характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией; вного; (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата. 8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет: в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста, критически оценивать содержание и форму текста 9. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет: еделять необходимые ключевые поисковые слова и запросы; результатов поиска; соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью. Коммуникативные УУД 10. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет: ь позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; продуктивной коммуникации; контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); мнения (если оно таково) и корректировать его; куссии; группой задачей; нять в рамках диалога разрывы в коммуникации, договариваться друг с другом и т. д.); обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога. 11. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет: отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; и, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; диалога; ть письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств; аглядные материалы, своего выступления; подготовленные/отобранные под руководством учителя; коммуникативного контакта и обосновывать его. 12. Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет: учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных омпьютерные программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.; создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности История Нового времени. (7–11 класс) Выпускник научится: • локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время; • использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.; • анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени; • составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени; • систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени; • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени; • объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.); • сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события; • давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени. Технические средства обучения 1. Компьютер 2. Доска, экран Экранно-звуковые пособия 1. Уроки истории с применением информационных технологий. Электронное интерактивное приложение. 2. Повторение и контроль знаний. История России интерактивные дидактические материалы . Линия УМК «История России» под ред. А.В. Торкунова (6–9 кл..) Интернет ресурсы http://www.arts-museum.ru/ — официальный сайт Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкиim http://rusmuseum.ru/museum/ — официальный сайт Государственного Русского музея. http://www.tretyakovgallery.ru/ — официальный сайт Государственной Третьяковской галереи. http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/index.html — официальный сайт Государственного Эрмитажа. http://www.gumer.info/ — сайт электронной гуманитарной библиотеки «Гумер». http://militera.lib.ru/ — интернет-проект «Военная литера тура» (собрание исторических документов, научных исследований, мемуаров, имеющих отношение к военной истории).