аннотация к рабочей программе по ИЗО 5-7 кл..

Аннотация к рабочей программе по ИЗО 5-7 класс
1. Статус документа
Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 5-7 класса создана на
основе федерального компонента государственного стандарта второго поколения.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую
стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в
соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены
стандартом. Данная рабочая программа учебного курса изобразительного искусства
составлена на основе Авторской программы по ИЗО Неменского Б.М.
2. Общая характеристика учебного предмета
5 класс, или первый год основной школы посвящён изучению группы декоративных
искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с
фольклором, с национальными и народными корнями искусств. Здесь в наибольшей
степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и
непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так
и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы
этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и
конкретные промыслы.
Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с
народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно
хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом
формы эстетического отношения к миру.
Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в
декоративном искусстве часто имеют символичное значение. Чувство гармонии и
чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изучения
цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается
учащимися от урока к уроку.
Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать
эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и
эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа,
культуры его труда, культуры человеческих отношений. Программа рассчитана на 34
часа, на 1 час в неделю.
6 класс посвящен изучению собственно изобразительного искусства. Здесь
формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок,
живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы
сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь,
изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле
проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.
Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры,
учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий
опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая
работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных
искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук
по отношению к прикладным. Программа рассчитана на 34 часа, на 1 час в неделю.
Темы, изучаемые в 7 классе, посвящены основам изобразительного искусства. Здесь
сохраняется тот же принцип содержательного единства восприятия произведений
искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного

нарастания сложности задач и ступенчатого, последовательного приобретения навыков и
умений. Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в
истории искусства и соответственно углублению композиционного мышления учащихся:
здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок,
живопись), понимание основ изобразительного языка.
Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в
истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как
будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы,
происходящие в обществе и его культуре. Искусство обостряет способность чувствовать,
сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность
проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную.
Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому
роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно
сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным. Рабочая
программа рассчитана на 1 час в неделю, на 34 часа в год.
3. УМК, используемый для реализации рабочей программы учебник:
– Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративноприкладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. –
М.: Просвещение, 2014г.
• дополнительные пособия для учителя:
– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5 класс. Поурочные планы по программе
Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 2010г.;
– О.В. Свиридова, Изобразительное искусство: 6 класс. Поурочные планы по программе
Б.М. Неменского – Волгоград: Учитель, 2010 г.;
– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 7 класс. Поурочные планы по программе
Б.М. Неменского – Волгоград: Учитель, 2010г.;
– коллектив авторов под руководством Б.М. Неменского, Программа ИЗО и
художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 2010;
– Е.С. Туманова и др., Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире красок народного
творчества – Волгоград: Учитель, 2013 г.;
– С.А. Казначеева, С.А. Бондарева Изобразительное искусство. Развитие цветового
восприятия у школьников. 1- 6 классы. – Волгоград: Учитель, 2012г.;
– О.В. Павлова Изобразительное искусство: 5-7 классы. Терминологические диктанты,
кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2010 г.;
– О.В. Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и
контрольные тесты – Волгоград: Учитель, 2010 г.;
4. Цели программы обучения
-формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в
жизни и в искусстве;
- дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;
- понимание роли декоративного искусства в утверждении общественных идеалов;
- осмысление места декоративного искусства в организации жизни общества, в
утверждении социальной роли конкретного человека и общества;
5. Задачи курса
- учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практики
обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественнообразного языка декоративного искусства, уметь связывать с теми явлениями в жизни
общества, которыми порождается данный вид искусства;

- учиться выражать своё личное понимание значения декоративного искусства в жизни
людей;
- проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке проектов
оформления интерьеров школы, эмблем, одежды, различных видов украшений.
Тематический план предусматривает разные варианты дидактико - технологического
обеспечения учебного процесса. В частности: в 5 классах (базовый уровень) дидактикотехнологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается
использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с
помощью компьютера: электронная версия музеев мира.
6. Формы контроля
Промежуточную аттестацию запланировано проводить в форме обобщающих уроков.
Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов.
Письменные проверки знаний проводятся в форме практических работ, самостоятельных
работ.
7. Результаты обучения
Учащиеся должны понимать:
-значение древних корней народного искусства;
-связь времён в народном искусстве;
-место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;
-знать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития (Гжель,
Жостово, Хохлома):
-уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных
времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма;
- представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного
искусства.
• особенности языка следующих видов изобразительного искусства: живописи, графики,
скульптуры;
• основные жанры изобразительного искусства;
• известнейшие музеи свое страны и мира (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский
музей, Лувр, Прадо, Дрезденская галерея), а также местные художественные музеи;
• о выдающихся произведениях скульптуры, живописи, графики;
• о выдающихся произведениях русского изобразительного искусства.
• о процессе работы художника над созданием станковых произведений;
• о месте станкового искусства в познании жизни;
• о бытовом жанре, историческом жанре, графических сериях;
• о произведениях агитационно-массового искусства;
• о произведениях выдающихся мастеров Древней Греции; эпохи итальянского
Возрождения, голландского искусства 17 века; испанского искусства 17- начала 19 веков;
французского искусства 17 – 20 веков; русского искусства;
• о выдающихся произведениях современного искусства.
Учащиеся должны уметь:
• отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);
• создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного
искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации
орнаментальных мотивов);
• создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой
(одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);

• объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию
проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в
материале.
• работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом и портретом;
• выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом, пейзажем,
портретом;
• добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объёма;
• передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;
• передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объёме) пропорции,
характер черт, выражение лица;
• передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний
линейной и воздушной перспективы;
• в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;
• пользоваться различными графическими техниками
• связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения;
• работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки;
• передавать в объёмной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры
человека, её движение и характер;
• изображать пространство с учётом наблюдательной перспективы;
• выполнять элементы оформления альбома или книги;
• отстаивать своё мнение по поводу рассматриваемых произведений;
• вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве.
8. Учебно-тематический план
Тематический план предусматривает разные варианты дидактико- технологического
обеспечения учебного процесса. В частности: в 7 классах (базовый уровень) дидактикотехнологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п. Для информационнокомпьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих
программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная
версия музеев мира.
9. Литература
• коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО . 1–9 классы. –
М.: Просвещение, 2010;
• Е.С. Туманова и др., Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире красок народного
творчества – Волгоград: Учитель, 2009г.;
• О.В. Павлова . Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты,
кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2010г.;
• О.В. Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные
тесты – Волгоград: Учитель, 2012г.;
• О.В. Свиридова, Изобразительное искусство: 5 класс. Поурочные планы по программе
Б.М. Неменского – Волгоград: Учитель, 2010г.;
• С.А. Казначеева, С.А. Бондарева, Изобразительное искусство. Развитие цветового
восприятия у школьников. 1-6 классы. – Волгоград: Учитель,
2014 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 14.11.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (87878)5-49-82

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».