Аннотация к рабочей программе по географии 8 класс Настоящая рабочая программа по курсу «География» в 8 классе разработана в соответствии со следующими нормативными документами: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ФГОС ООО утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.; санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в действующей редакции от 25.12.2013 № 72); приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»»(с изменениями на 26 января 2018 года); Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года № 2148-р; •Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования” •Приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – Порядок). Порядок регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности для учащихся, воспитанников по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В частности, в Порядке учтены положения СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28) и 5 СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2). Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации 04 февраля 2010 года Пр. № 271; учебным планом МКОУ «СОШ № 3ст. Зеленчукской им. В.В. Бреславцева»; годовым учебным календарным графиком на 2021 - 2022 учебный год; основной образовательной программой МКОУ «СОШ № 3ст. Зеленчукской им. В.В. Бреславцева»; Программа составлена на основе авторской программы Николина В.В., Алексеев А.И., Липкина Е.К.Предметная линия «Полярная звезда». 5-9 классы.- М., Просвещение,2020г Количество часов: 2 часа в неделю, всего 68 часов Обобщающих уроков: 7 Контрольных уроков: 2 Тестов: 15 Практических работ: 19, из них оценочных – 8. Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта для обучения в 8 классе, распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. Рабочая учебная программа включает разделы: пояснительную записку, учебнотематический план, основное содержание с указанием конкретного числа часов, отводимых на изучение каждого раздела и темы, перечнем практических работ, экскурсий; требования к уровню подготовки выпускников, список учебной литературы для обучающихся и для учителя, критерии оценивания устных и письменных работ обучающихся, перечень учебных пособий по курсу, приложение с календарнотематическим планированием и текстом примерной итоговой контрольной работы. География в 8 классе — учебный предмет, форми¬рующий у учащихся систему комплексных социально ориен¬тированных знаний о Российской Федерации, законо¬мерностях развития природы, размещении населения и хо¬зяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географи¬ческом пространстве страны, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивомураз¬витию территорий. География в основной школе формирует у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологичес¬ких, социально-экономических, политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах вза¬имодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических под¬ходах к устойчивому развитию территорий. Ценностные ориентации предмета. Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. Геог¬рафия — предмет, содержание которого одновременно охваты¬вает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественно¬го и гуманитарно-общественного научного знания. Такое поло¬жение географии обеспечивает формирование у обучающихся: — комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяй¬ства людей в разных географических условиях; — целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природнообщественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определённым за¬конам; — умений ориентироваться в пространстве на основе спе¬цифических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности; — умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и дру¬гими принципами как основными ценностями географии; — предпрофильной ориентации. Обоснование выбора данного УМК. Внедряемая в средней школе система обучения, соответствует миссии школы и современному взгляду на цель образования: максимальное общее развитие и обучение человека на основе его индивидуальных способностей. Построение учебного содержания курса линии «Полярная звезда» осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу поло¬жено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологи¬ческого, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональ¬ной и краеведческой составляющих. Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 5 – 9 классов линии « Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева. Рабочая программа по географии составлена на основе: - фундаментального ядра содержания общего образования; - требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения; - примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса; - программы развития и формирования универсальных учебных действий; - программы духовно – нравственного развития и воспитания личности; рабочей программы «География». Предметная линия учебников «Полярная звезда» авторов В.В.Николина, А.И.Алексеева и др. В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся. Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География – предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно – общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся: - комплексного представления о географической среде как среде обитания ( жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях; - целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно – общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам; умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств ( план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности; - умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии; - предпрофильной ориентации. География в основной школе формирует у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных,экологических, социально – экономических , политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий. Цели географии: - формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира; - формирование целостного географического обзора планеты Земля на разных его уровнях ( планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.); - понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов; - познание основных природных, социально – экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России в мире; - формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде; - формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле; - формирование опыта жизнедеятельности через усвоенных человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства; - формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов; - формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально – коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов ( схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации); - понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи природными, социально – экономическими, экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания; - всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных природных, социально – экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны; - выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также, формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности. Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействия научного, гуманитарного, аксиологического, культурологического, личностно – деятельностного, историко – проблемного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такте учебные действия,как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве ( паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д. Учебное содержание курса географии в линии «Полярная звезда» сконструировано по блокам, в которых комплексно изучаются: с 5 по 7 класс – география планеты, с 8 по 9 класс – география России. Учебники для 8 и 9 классов посвящены изучению России, поэтому их содержание – центральное в системе географического образования , выполняющее, наряду с обучающей и воспитывающей, и идеологическую роль. Главная цель – формирование географического образа своей Родиныво всем ее многообразии и целостности и показ взаимосвязи трех основных компонентов – природы, населения, хозяйства. В 8 классе дается общий обзор. В основании спецификации ВПР 8 класса и результатов ВПР в 2021-2022учебном году в целях качественной подготовки обучающихся к ВПР внесена корректировка в календарно-тематическое планирование рабочей программы. -уточнены формулировки тем : «Движение Земли вокруг Солнца», «Пояса освещенности. Часовые пояса», «Градусная сетка», «Географические координаты. Широта. Долгота», «Многообразие стран мира. Столицы и крупные города», «Хозяйство» «Природные зоны». - усилить работу на уроках по сопоставлению географических карт различной тематики. Сформировать комплекс умений работы с географической картой; - формировать у обучающихся умение соотносить страны мира и изображения наиболее известных достопримечательностей столиц и крупных городов или наиболее ярких особенностей населения этих стран; -формировать у обучающихся умение использовать графическую интерпретацию показателей погоды для выявления заданных закономерностей и описания особенностей состояния атмосферы. Научить обучающихся анализировать графики и диаграммы (розы ветров, графика температуры, диаграммы осадков), определять элементы погоды по условным обозначениям и переводить информацию из условно-графической в текстовую форму; -формировать умение анализировать предложенный текст географического содержания об оболочках Земли и извлекать из него информацию по заданному вопросу; - Расширять кругозор обучающихся, привлекая их к внеурочной деятельности по географии, к участию в конкурсном и олимпиадном движении, к экскурсиям по родному краю и городу; -Формировать у обучающихся умение соотносить страны мира и изображения наиболее известных достопримечательностей столиц и крупных городов или наиболее ярких особенностей населения этих стран; -продолжать формировать навыки самостоятельной работы обучающихся; -регулярно организовывать проведение диагностических работ по пройденным разделам предмета с целью выявления затруднений, которые остались у обучающихся; - в уроки связанные с повторением и систематизацией изученного материала добавлены задания в форме ВПР. При дистанционное обучении курса географии необходимо применение дистанционного образования, когда учитель и учащийся взаимодействуют при помощи компьютерной техники и сети интернет. Занятия необходимо вести в режиме видео- или аудиоконференции при помощи программ-коммуникаторов, самой распространенной из которых является Скайп (Skype. И Интерактивные пособия и модели позволяют ученику дистанционной формы образования глубже вникать в обсуждаемую проблему, более эффективно учитывая индивидуально-психологические особенности личности. Возможности для включения программ повышения финансовой грамотности в образовательную программу общеобразовательной организации Включение тематики финансовой грамотности в программу воспитания и социализации. Российских школьников в обязательном порядке учить финграмотности. Обязательное преподавание финансовой грамотности с 5-го по 9-й класс закреплено в новых федеральных государственных стандартах начального и основного общего образования. Обязательное преподавание финансовой грамотности с 5-го по 9-й класс закреплено в разработанных при участии регулятора новых федеральных государственных стандартах основного общего образования. На уроках географии изучить определения качества жизни человека, семьи и финансового благополучия. Обучающимся будут прививать навыки безопасного совершения финансовых операций через интернет, а также учить анализировать доходы и расходы семьи, составлять личный финансовый план, оценивать риски предпринимательской деятельности и избегать разных видов финансового мошенничества. Кроме того обучающиеся, их научат самостоятельно составлять и заполнять некоторые документы — заявления, обращения, декларации, доверенности. Введение новых образовательных стандартов позволит каждому школьнику в нашей стране гарантированно получить необходимый для жизни запас знаний о финансах, чтобы понимать, как распорядиться своими доходами, приумножить сбережения и защитить их от финансовых мошенников. Следующее поколение уже сможет более разумно решать финансовые проблемы, а значит повышать уровень благополучия своей семьи и населения в целом»