Аннотация к рабочей программе по географии 5 класс Настоящая рабочая программа по курсу «География» в 5 классе разработана в соответствии со следующими нормативными документами: • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ФГОС ООО утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.; санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в действующей редакции от 25.12.2013 № 72); приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»»(с изменениями на 26 января 2018 года); Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года № 2148-р; Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования” Приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – Порядок). Порядок регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности для учащихся, воспитанников по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В частности, в Порядке учтены положения СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28) и 5 СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2). Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации 04 февраля 2010 года Пр. № 271; учебным планом МКОУ «СОШ № 3ст. Зеленчукской им. В.В. Бреславцева»; годовым учебным календарным графиком на 2021 - 2022 учебный год; основной образовательной программой МКОУ «СОШ № 3ст. Зеленчукской им. В.В. Бреславцева»; учебным планом МКОУ «СОШ № 3ст. Зеленчукской им. В.В. Бреславцева»; • Программа составлена на основе авторской программы Николина В.В., Алексеев А.И., Липкина Е.К.Предметная линия «Полярная звезда». 5-9 классы.- М., Просвещение,2020г Учебник География 5-6 кл Алексеев А.И., Липкина Е.К. Предметная линия «Полярная звезда». М., Просвещение,2020г Основными целями курса 5 класса являются: знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества— географической картой, с взаимодействием природы и человека; пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности; формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде. При изучении курса решаются следующие задачи:знакомство с одним из интереснейших школьных предметов — географией, формирование интереса к нему; формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы. Курс географии 5 класса опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений. Место курса географии в базисном учебном плане «География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии. Количество практических работ увеличено, в связи с практической направленностью предмета и большей накаляемостью оценок. География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучение географии отводится в 5 классе 34 ч (1 ч в неделю), из них 6 – на выполнение практических работ. Курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим. В свою очередь, содержание курса географии в 5 классе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в основной и старшей школе. Таким образом, содержание курса в 5 классе основной школы представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации. В основу положено взаимодействия научного, гуманитарного, аксиологического, культурологического, личностно – деятельностного, историко – проблемного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такте учебные действия,как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве ( паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д. Учебное содержание курса географии в линии «Полярная звезда» сконструировано по блокам, в которых комплексно изучаются: с 5 по 7 класс – география планеты, с 8 по 9 класс – география России. Содержание учебника для 5-6 классов нацелено на формирование у обучающихся знаний о неоднородности и целостности Земли как планеты людей, о составе, строении и свойствах оболочек Земли, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; топографо-картографических знаний и умений, позволяющих осознать , что план и карта – выдающиеся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве; знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца; о расслелении людей по планете , о государствах и их столица. В основании спецификации ВПР 5 класса и результатов ВПР в 2021-2022учебном году в целях качественной подготовки обучающихся к ВПР внесена корректировка в календарно-тематическое планирование рабочей программы. -уточнены формулировки тем : «Движение Земли вокруг Солнца», «Пояса освещенности. Часовые пояса», «Градусная сетка», «Географические координаты. Широта. Долгота», «Многообразие стран мира. - усилить работу на уроках по сопоставлению географических карт различной тематики. Сформировать комплекс умений работы с географической картой; - формировать у обучающихся умение соотносить страны мира и изображения наиболее известных достопримечательностей столиц и крупных городов или наиболее ярких особенностей населения этих стран; -формировать у обучающихся умение использовать графическую интерпретацию показателей погоды для выявления заданных закономерностей и описания особенностей состояния атмосферы. Научить обучающихся анализировать графики и диаграммы (розы ветров, графика температуры, диаграммы осадков), определять элементы погоды по условным обозначениям и переводить информацию из условно-графической в текстовую форму; -формировать умение анализировать предложенный текст географического содержания об оболочках Земли и извлекать из него информацию по заданному вопросу; - Расширять кругозор обучающихся, привлекая их к внеурочной деятельности по географии, к участию в конкурсном и олимпиадном движении, к экскурсиям по родному краю и городу; -Формировать у обучающихся умение соотносить страны мира и изображения наиболее известных достопримечательностей столиц и крупных городов или наиболее ярких особенностей населения этих стран; -продолжать формировать навыки самостоятельной работы обучающихся; -регулярно организовывать проведение диагностических работ по пройденным разделам предмета с целью выявления затруднений, которые остались у обучающихся; - в уроки связанные с повторением и систематизацией изученного материала добавлены задания в форме ВПР. При дистанционное обучении курса географии необходимо применение дистанционного образования, когда учитель и учащийся взаимодействуют при помощи компьютерной техники и сети интернет. Занятия необходимо вести в режиме видео- или аудиоконференции при помощи программ-коммуникаторов, самой распространенной из которых является Скайп (Skype. И Интерактивные пособия и модели позволяют ученику дистанционной формы образования глубже вникать в обсуждаемую проблему, более эффективно учитывая индивидуально-психологические особенности личности. Возможности для включения программ повышения финансовой грамотности в образовательную программу общеобразовательной организации Включение тематики финансовой грамотности в программу воспитания и социализации. Российских школьников в обязательном порядке учить финграмотности. Обязательное преподавание финансовой грамотности с 5-го по 9-й класс закреплено в новых федеральных государственных стандартах начального и основного общего образования.Обязательное преподавание финансовой грамотности с 5-го по 9-й класс закреплено в разработанных при участии регулятора новых федеральных государственных стандартах основного общего образования. На уроках географии изучить определения качества жизни человека, семьи и финансового благополучия. Обучающимся будут прививать навыки безопасного совершения финансовых операций через интернет, а также учить анализировать доходы и расходы семьи, составлять личный финансовый план, оценивать риски предпринимательской деятельности и избегать разных видов финансового мошенничества. Кроме того обучающиеся, их научат самостоятельно составлять и заполнять некоторые документы — заявления, обращения, декларации, доверенности.Введение новых образовательных стандартов позволит каждому школьнику в нашей стране гарантированно получить необходимый для жизни запас знаний о финансах, чтобы понимать, как распорядиться своими доходами, приумножить сбережения и защитить их от финансовых мошенников. Следующее поколение уже сможет более разумно решать финансовые проблемы, а значит повышать уровень благополучия своей семьи и населения в целом» Изучение «элементов финансовой грамотности» на уроках географии : География - Анализ социальноэкономического положения населения России, характеристика уровня доходов, качества жизни Изучение влияния типа хозяйства, характера государства на уровень благополучия населения разных стран, в том числе через определение уровня фин. грамотности игры, доклады и презентаций на уроках географии по темам: «Реклама и ее виды», «Как покупать продукты питания?», «Всегда ли товар можно обменять», «Общественные организации по защите прав потребителей», «Польза и риски банковских карт?», на которых ребята познакомились с основами экономики, научились планировать личные финансы и принимать взвешенные решения, касающиеся бюджета.